Военно-воздушные силы

23 тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия

23 тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия

История наименований

* 23 смешанная авиационная дивизия;

* 23 тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия;

* 53 авиационная дивизия дальнего действия;

* 53 авиационная Сталинградская дивизия дальнего действия;

* 53 бомбардировочная Сталинградская авиационная дивизия.

 

История и боевой путь дивизии

Дивизия сформирована как 23 смешанная авиационная дивизия в сентябре 1940 года в Московском военном округе в Дубровицах (ныне в черте Подольска), затем перебазировалась в Иваново. На 22 июня 1941 года управление дивизии базировалось в Ржеве, самолёты базировались на близлежащих аэродромах. В составе действующей армии с 25 июня 1941 по 16 августа 1941 года.

24 июня 1941 года дивизия снялась с места дислокации и 25 июня 1941 года перебазировалась на аэродром Приямино, западнее Орши. C 27 июня дивизия базируется на аэродроме Зубово в 20 километрах южнее Орши, с 6 июля на аэродроме Горки, с 10 июля на аэродроме Шаталово, с 15 июля на аэродроме Сеща, с 1 августа в Олсуфьево, с 5 августа в Ново-Дугино, с 9 августа 1941 года в Медыни.

С момента перебазирования в Белоруссию, полки дивизии действовали над Молодечно, Борисовом, Бобруйском, по мере отступления в Могилёвской области, Витебской области, затем в Смоленской области. Так, Герой Советского Союза Степан Супрун погиб во время сопровождения бомбардировщиков из состава 23 смешанной авиадивизии в их налёте на Борисов 4 июля 1941 года. Принимала участие в поддержке наземных войск в ходе Лепельского контрудара понесла большие потери.

16 августа 1941 года в Медыни дивизия, с поступлением в состав дивизии 1 тяжёлого бомбардировочного авиационного полка, переименована в 23 тяжёлую бомбардировочную авиационную дивизию.

 Действовала на Западном фронте. После тяжелых потерь в начале августа дивизия выведена в резерв. 15 августа 1941 года в дивизию прибыли тяжелые бомбардировочные авиаполки на ТБ-3, дивизия стала именоваться 23-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия.

Основная боевая задача дивизии состояла в нанесении бомбовых ударов по наступающим войскам противника, по его прифронтовым аэродромам, складам, скоплениям войск и техники, а также по агитационной работе — выбрасывать листовки (при этом полеты выполнялись на полный радиус действия). Ночью экипажи дивизии выполняли полеты в тыл врага на выброску разведывательных и диверсионных групп. Только за август 1941 года 1 тбап десантировал за линию фронта 164 парашютиста.

Дивизия принимала участие в отражении немецкого наступления на Москву в составе ВВС Западного фронта. Экипажи 1 тбап дивизии 24 сентября нанесли эффективные удары по северному и южному аэродромам Смоленска и вывели из строя до 50 самолётов противника, в ночь с 27 на 28 сентября на аэродромы Шаталово и Боровское, где было уничтожено до 40 самолётов противника и взорваны склады с горючим и боеприпасами.

В связи с наступлением противника на Москву вечером 4 октября 1941 года дивизия срочно перебазировалась с Юхновского аэроузла на аэроузел Монино (Добринское, Монино, Ногинск и Внуково). Оставшийся наземно-технический состав с аэродрома Емельяновка (1 тбап) организованно вышел из окружения. В ночь с 9 на 10 октября экипажи 1 тбап с аэродрома Добринское бомбили скопление механизированных войск противника у станции Угрюмово (южнее г. Юхнова), в ночь с 10 на 11 октября — юго-восточнее г. Юхнова. В последующие дни целями для нанесения ударов стали район Вязьмы, аэродромы в Боровском, Шаталове и Орше. В ночь с 31 октября на 1 ноября 1941 года выполнялись вылетв на бомбометание механизированных и танковых колонн противника на участке шоссе Клин — Солнечногорск.

14 декабря 1941 года группа дивизии из 28 самолётов ТБ-3 (1 и 3 тбап) под командованием капитана К. В. Ильинского (штурман полка майор Г. К. Живчиков) выполняла выброску батальона десантников под командованием капитана И. Старчака севернее н.п. Теряева Слобода (Клинский район, Московской область). Задача десанта состояла в воспрепятствовании отхода противника к Волоколамску. Для введения противника в заблуждение создавалась видимость высадки крупного десанта. С этой целью высадка производилась в нескольких местах высадки малыми группами. Всего высаживалось 360 десантников, площадь высадки составляла 720 кв. км, т.е по 2 км² на одного десантника. В течение девяти суток высаженный десант выполнял поставленную задачу, нападал на двигавшиеся колонны, уничтожал небольшие гарнизоны, взрывал мосты и поджигал автомобильные цистерны с топливом для танков и грузовиков. Всего было взорвано 29 мостов, сожжено 48 автоцистерн и подбито 2 танка, уничтожено не менее 400 солдат и офицеров противника.

39 отдельная тяжелая бомбардировочная авиационная эскадрилья, входившая в состав дивизии принимала участие в боевых действиях с 12 ноября 1941 года до своего расформирования 20 марта 1942 года в связи с переформированием дивизии. Эскадрилья была перебазирована решением Ставки Верховного Главнокомандования из состава ВВС Среднеазиатского военного округа на Западный фронт и вошла в состав дивизии в сложный период для страны, когда шло наступление фашистов на Москву, чтобы предотвратить опасность обхода Москвы с юга и оказать более эффективную помощь наземным войскам. Эскадрилья насчитывала 14 самолетов ТБ-3, с ноября 1941 года привлекалась для доставки продовольствия в осажденный Ленинград. Всего эскадрилья совершила 318 боевых вылетов, при этом перебросила в город Ленинград вооружения и боеприпасов 134421 кг, эвакуировала из Ленинграда тяжелораненых бойцов и командиров 188 человек. Более ста боевых вылетов совершила на бомбардирование объектов противника. 

 

16 марта 1942 года дивизия вошла в состав авиации дальнего действия. 20 марта 1942 года 23 тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия преобразована в 53 авиационную дивизию дальнего действия.