Маркулешты — бывший военный аэродром СССР, расположенный в 3,5 км на юго-запад от одноименной железнодорожной станции Флорештского района Молдавии.
История строительства аэродрома не известна, первые упоминания относятся к началу 50-х годов XX века. На аэродром перебазирован 86-й гвардейский истребительный Борисовский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк из состава 119 истребительной Невельской Краснознаменной ордена Суворова авиационной дивизии, штаб которой располагался в Тирасполе. Полк перебазирован на самолетах МиГ-15. С 1954 года полк переучен на МиГ-17, которые эксплуатировал до 1966 года. С 1966 года полк переучен на МиГ-21 модификаций ПФ и ПФМ. Позже полк до 1990 года эксплуатировал МиГ-21БИС. В 1990 году полк переучен на МиГ-29.
После распада СССР аэродром 12 апреля 1992 года был передан под юрисдикцию Молдавии. На базе 86 гвардейского истребительного Борисовского Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка сформирован полк ВВС Молдавии. Основу полка составили 4 летчика 642 истребительного авиаполка. Впоследствии полк переформирован в смешанную авиационную бригаду трехэскадрильного состава: 1 аэ - МиГ-29, 2 аэ - Ми-8, 3 аэ - Ми-24. От 3 аэ со временем отказались из-за отсутствия Ми-24. Аэродром переименовали в авиабазу Дечебал в честь царя даков группы северо-фракийских племён, проживавших на территории современной Румынии, воевавшего с римским войском и проигравшим битву.
22 июня 1992 года после начала боевых действий в Приднестровском конфликте аэродром использовался для нанесения ударов по наземным целям в районе Тирасполя. Группа МиГ-29 в составе: ведущего первой пары Руссу Виталия и ведомого старшего лейтенанта Небурак Святослава, ведущего второй пары капитана Дарануца Александра и ведомого старшего лейтенанта Поповича Александра, нанесла удар бомбами ОФАБ-250 по мосту через Днестр в районе Бендер. Мост остался цел, восемь бомб упали мимо цели в районе села Парканы.
Ведущий группы гвардии капитан Виталий Руссу после окончания Борисоглебского ВВАУЛ в 1984 году проходил службу в 642-м гвардейском авиаполку в Вознесенске, где был подготовлен к боевым действиям в составе полка на самолетах МиГ-27 и МиГ-29 по КБП ИБА и ША в полном объеме, также на МиГ-29 по КБП ИА. По уровню подготовки доведен до уровня военного летчика 1-го класса, экзамены на 1-й класс не сдавал и оставался летчиком 2-го класса. Занимал должность командира звена второй эксадрильи. После перехода в молдавскую армию Руссу присвоили воинское звание майор (молдавской армии).
По воспоминаниям сослуживцев остальные летчики (Небурак, Попович и Дарануца) прибыли в 642-й гвардейский авиаполк в конце 1989 года из расформированного 684-го гвардейского истребительного авиаполка 119-й иад, базировавшегося на аэродроме Тирасполь. По уровню подготовки были подготовлены до уровня летчика 3-го класса. В полку летали мало и по курсу ИБА и ША были подготовлены слабо. Небурак и Попович прибыли в полк на должности летчика в звании лейтенантов.
А. Дарануца, пришедший в полк в 1989 году на должность старшего летчика в звании старшего лейтенанта, осваивал МиГ-29 только по КБП ИА-86. По свидетельству его командира гвардии капитана О. Некрасова, как летчик Дарануца был слабо подготовленным и несколько раз «провозился» на атаки наземных целей со сложных видов маневров, а перед командованием ставился вопрос о снятии его с должности ведущего второй пары.
По иронии судьбы, летчики Попович и Дарануца служили, жили и летали на аэродроме Тирасполь, который и бомбили в 1992 году.
В 1997 году правительство Молдовы продало 21 самолёт МиГ-29 в США, которые первоначально поступили в разведывательный центр в Дейтон. Стоимость сделки составила 40 млн долларов. С 23 декабря 1999 года полк переформирован в авиационную базу ВВС Молдовы.
Происшествия
* 14 июня 1980 г. МиГ-21бис. Авиационная катастрофа. Аэродром Маркулешты, лётчик — начальник ПДС полка гвардии майор Беляев Е. При заходе на посадку на четвёртом развороте самолёт сорвался в штопор. Лётчик средствами спасения не воспользовался.
* 4 февраля 1981 г. МиГ-21бис. Авиационная катастрофа. Аэродром базирования Маркулешты. При выполнении ЛТУ в Марах в составе 86 гв. иап 1 эскадрилья выполняла противоракетный маневр «Кобра» для преодоления ЗРК С-75. 3 звено эскадрильи на втором маневре когда пара гвардии капитана Б. Шевченко выходила в ЗПС ведущей паре, его ведомый гвардии капитан Трегубов не видел самолёт ведомого первой пары гвардии капитана Смыслова. На высоте 300м самолёты столкнулись в воздухе и взорвались. Лётчики погибли. Гвардии капитан Трегубов Виталий Викторович (ведомый второй пары) похоронен в г. Иваново.
* 24 апреля 1990 г., МиГ-29 (б/н 23), аэродром Маркулешты. При выполнении тренировочного полета на перехват маломаневренной цели в сложных метеоусловиях гвардии капитан С.Г. Ходак, выводя самолет из облаков упустил контроль за высотой полета и задел правой консолью крыла за крышу элеватора. Летчик успел катапультироваться и остался жив, а Миг-29 (б/н 23) сгорел.
* 29 мая 1990 г., Миг-29 (б/н 05), аэродром Маркулешты. Командир 1 аэ гвардии подполковник А.П. Гидик при выполнении тренировочного полета на пилотаж в зоне аэродрома на малых высотах при перекладке самолета из одного крена в другой через низ ввел самолет в обратную реакцию по крену, самолет сорвался в штопор и разбился, летчик погиб.
* 23 июня 1992 года при нанесении удара наземным целям в районе Тирасполя в результате поражения ракетой ПВО 14 армии был сбит МиГ-29 из состава полка.
Литература
* Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 164 - 167. — 944 с. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
01.01.2025